Образование


Университет стремится создать благоприятную атмосферу для профессорско-преподавательского состава и студентов, которая является доброжелательной и партнерской, а не директивной и административной. Администрация университета предпринимает активные усилия оценки успешности образовательных программ, путем сбора информации и статистики результатов экзаменов, трудоустройство выпускников. Результаты экзаменов способствуют анализу тенденций в качестве образования, таким образом можно предпринять необходимые шаги, для улучшения структуры и содержания образовательных программ и внести изменения в базе данных. Мониторинг, проводимый отделом по формированию контингента и карьеры студента Департамента по академическим вопросам, касаются таких проблем как качество обучения, объективность аттестации, соответствие фонда библиотеки, компьютеров, доступа в Интернет, лабораторного оборудования и т.д.

 

Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби гарантирует качество присваиваемых степеней, дипломы выдаются только студентам, которые полностью и удовлетворительно осуществили требования программы. Понятные требования окончания, высококачественный и хорошо структурированный учебный план, квалифицированный штат кафедр каждого факультета и целый ряд контроля гарантируют, что все дипломированные специалисты достигли определенного уровня знаний, навыков, и академических достижений. Успех образовательных программ также основан на мониторинге информации удовлетворения дипломированными специалистами от работодателей. Мониторинг данных за прошлые годы показывают высокий уровень удовлетворения теоретическим знанием и практическими навыками дипломированного специалиста, которые они приобретали. Многонациональные и международные компании, действующие в Казахстане так же как появляющиеся и известные национальные компании, учреждения и организации, – первичные работодатели для дипломированных специалистов образовательных программ  университета.  Университет поддерживает обратную связь с этими компаниями. Отделом по формированию контингента и карьеры студента Департамента по академическим вопросам проводятся периодические мониторинг работодателей, в целях изучения их опыта работы с выпускниками университета, которых они принимают на работу. Много дипломированных специалистов продолжают свое образование или работу в различных частях мира: Соединенные Штаты, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Япония, и другие страны; некоторые дипломированные специалисты стали выдающимися учеными и сделали существенный вклад в развитие Биологии и Химии и применили технологии в Казахстане и за границей; другие – успешные деловые и общественные администраторы.

Формирующаяся в Казахстане новая модель высшего образования предполагает значительные изменения в организации, управлении и стандартизации учебных процессов, активное внедрение новых информационных и педагогических технологий, развитие дистанционного и непрерывного образования.

 

Первым в Казахстане и странах СНГ КазНУ полностью перешел на принятую в мире трехступенчатую систему подготовки специалистов «бакалавр – магистр – доктор философии», и в прошлом году осуществил первый выпуск докторов PhD. Сегодня полностью освоена кредитная технология обучения, базирующаяся на мощной корпоративной сети ИНТРАНЕТ, которая использует более 15 километров оптоволоконного кабеля, тысячи компьютеров, мощное программное обеспечение, скоростной выход в Интернет. Такой системы нет ни в каком другом вузе страны.

 

Успешно реализуется Стратегия развития Казахского национального университета им. аль-Фараби. В 2008-2009 учебном году совершен переход от формального декларирования к полной практической реализации принятой в мировой практике кредитной системы обучения, базирующейся на мощной компьютерно-коммуникационной системе ИНТРАНЕТ. Ее главное достоинство не только в более высоком уровне автоматизации управления учебным процессом. Кредитная технология пробуждает инициативу студентов и их прямую заинтересованность в результатах обучения. Сегодня каждый студент становится настоящим творцом себя как будущего специалиста, самостоятельно формирует вариативную часть программы подготовки, используя цельное видение будущей карьеры и требований работодателей.

Суть кредитной технологии гибкость академических программ и возможность выбора индивидуальной траекторииобучения для каждого студента. В 2008 г. в университете впервые были сформированы каталоги элективных курсов на казахском и русском языках для 60 специальностей, включающие 2726 дисциплин бакалавриата и 1492 дисциплин магистратуры для предоставления студентам всех уровней обучения возможности реального выбора учебных дисциплин.

Кредитная технология обучения успешнообеспечивает ее главное содержание – гибкость академических программ и индивидуальную траекториюобучения каждого студента.

Для того чтобы обеспечить по-настоящему европейское качество образования, в КазНУ проведена международная сертификация системы управления качеством, международная аккредитация в Германии десяти образовательных программ естественнонаучного цикла и предстоит аккредитация программ гуманитарного блока. Это даст возможность каждому студенту нашего университета быть академически мобильным и учиться в любом университете мира в течение, например, семестра. Кредиты, полученные за рубежом, будут полноценно зачтены в учебный транскрипт КазНУ.

КазНУ имеет договоры о сотрудничестве более чем с 400 крупнейшими зарубежными университетами. На этой базе широко развивается практика одновременного научного руководства магистрантами и докторантами казахстанским и зарубежным ученым. Все это значительно расширяет возможности студентов КазНУ обучаться и проводить исследования на международном уровне.

В КазНУ накоплен опыт подготовки докторантов PhD, успешно освоена система совместных программ с зарубежными университетами. Сегодня требуется обеспечить международную аккредитацию программ подготовки PhD для полноценного вхождения университета в мировое образовательное пространство. Благодаря своему высокому научному потенциалу КазНУ имени аль-Фараби является основной базой для подготовки PhD в Казахстане.

С 2009 года ведется разработка нормативной и концептуальной базы для получения выпускниками КазНУ двойных дипломов по ряду актуальных и востребованных специальностей. Стало нормой приглашение в КазНУ для чтения лекций и проведения занятий зарубежных профессоров. В 2008 году в университете читали лекции более 100 ведущих профессоров из стран дальнего зарубежья.

КазНУ последовательно интегрируется в мировое образовательное пространство. Преподаватели и докторанты университета проходят зарубежные стажировки в лучших университетах и научных центрах мира. Начиная с 2009 года, проводятся зарубежные стажировки и тренинги магистрантов университета. Такая практика увеличивает академическую мобильность студентов и делает реальной полноценную интеграцию вуза в мировое образовательное пространство для достижения главной цели, поставленной Главой государства – выпускать специалистов, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда.

В 2008 году была впервые поставлена цель – обеспечить самое тесное взаимодействие с работодателями, создан Попечительский совет университета, активизировалась работа Ассоциации выпускников, создается Совет работодателей при КазНУ. Это делается для того, чтобы уже через 2-3 года учебы каждый студент знал, где и кем он будет работать, и был уверен, что соответствует требованиям работодателя.

Уже сегодня в КазНУ обучаются студенты по прямым заказамтаких крупных компаний, как АО «Казцинк», «Казмунайгаз», «Карачаганак Петролеум», «Казатомпром», «Аджип», «Казкоммерцбанк» и других. В результате даже в нынешнее трудное время трудоустроенность выпускников КазНУ превышает 95%.

Университет имеет наивысшие показатели по независимой внешней оценке учебных достижений – Промежуточному государственному контролю (ПГК),по системе внутренней оценки –Промежуточному внутреннему контролю (ПВК)и по аттестации на сохранность знаний студентов выпускных курсов. Функционирует система менеджмента качества образования, разработанная на основе принциповTQM (Total Quality Management).

Постоянно растутмеждународные связи университета, заключено более 100 договоров и соглашенийс учреждениями образования и науки стран ближнего и дальнего зарубежья, партнерские отношения установлены с 418 университетами различных стран.

 

С начала 2005г. в университете успешно реализуется программа 020-111 «Привлечение зарубежных специалистов в вузы Казахстана для подготовки специалистов с высшим профессиональным и послевузовским профессиональным образованием». Свыше200 ученых ведущих вузов мира (Великобритании, США, Турции, Польши, Японии, Франции, Германии, Дании, Голландии, Ирландии, Индии, Израиля, Австрии, Швеции, Испании, России, Финляндии, КНР, Республики Корея, Норвегии, Пакистана, Словении, Белоруссии, Литвы) участвовали в подготовке докторантов PhD в качестве научных зарубежных руководителей.

В зарубежных вузах-партнерах – Кангнамском университете и Университете иностранных языков (Южная Корея), Джамия Миллия Исламия (Индия), Университете имени А. Мицкевича (Польша), Московском государственном лингвистическом университете (Россия) – при активном содействии университета созданы кафедры, центры казахского языка, которые востребованы в образовательном процессе этих университетов.

КазНУ им. аль-Фараби является крупнейшим методическим центром высшего образования республики. На базе университета работает Секция республиканского учебно-методического совета (РУМС), курирующая 65 специальностей бакалавриата и магистратуры. В состав Секции РУМС на базе КазНУ входят 22 ведущих высших учебных заведения республики. В 2007-2008 учебном году была проведена экспертиза 111 учебников и учебных пособий по дисциплинам обязательного компонента государственных стандартов из 20 вузов страны, рекомендованных на присвоение грифа Министерства образования и науки РК.

По заданию Министерства образования и науки РК университетом был разработан новый подход к формированию классификатора специальностей. Если раньше при открытии специальностей учитывались потенциальные возможности коллектива факультетов и их подразделений, интересы научных школ, то теперь открытие специальностей осуществляется с учетом запросов рынка труда, на основании проведенного мониторинга потребности в специалистах. По предложению КазНУ Министерством образования и наук РК в классификатор было включено 14 наиболее востребованных специальностей.

Реформирование системы высшего образования республики затрагивает также проблему методики преподавания. Современный преподаватель вуза не является ретранслятором знаний, он – организатор дискуссий, столкновений различных взглядов, точек зрения, научных концепций. Преподаватель ориентирует студентов на самостоятельный поиск, самообразование и самоуправление, нацеливает на конечный результат.

На основании учебного плана и Каталога дисциплин обучающийся самостоятельно формирует собственную траекторию обучения. Обучающийся выбирает требуемое количество обязательных и элективных дисциплин, которые отражаются в индивидуальном учебном плане (ИУП). Обучающийся несет ответственность за составление ИУП и полноту освоения курса обучения в соответствии с требованиями рабочего учебного плана специальности.

Индивидуальное планирование обучения формируется на каждый семестр самим обучающимся под руководством эдвайзера, преподавателя выпускающей кафедры. Список эдвайзеров утверждается деканом факультета.

Кафедры обязаны заблаговременно предоставлять обучающимся полную информацию о количестве элективных дисциплин и кратком их описании через эдвайзеров, через Каталог дисциплин, а также представлять презентации дисциплин в автоматизированной системе «Офис Регистратора» в Интранете до начала периода регистрации.

Перед началом теоретического периода обучения в Интранете должен быть размещен полный Учебно-методический комплекс дисциплин (УМКД), согласно рабочим учебным планам.

При формировании индивидуальных планов обучающемуся предлагается перечень обязательных дисциплин и дисциплин по выбору согласно рабочему плану специальностей и Каталогу дисциплин. Выбор дисциплин должен осуществляться с обязательным учетом последовательности изучения дисциплин. Обучающийся не может быть зарегистрирован на дисциплину, если в предыдущем семестре он не освоил пререквизиты к данной дисциплине. Выбор базовых дисциплин осуществляется с учетом профес­сиональной ориентации обучающегося, но ИУП обучающегося может включать в себя и дисциплины, заявленные в блоке базовых дисциплин по другим специальностям.

Обучающийся имеет право изменять ИУП в рамках рабочего учебного плана специальности до начала семестра теоретического обучения в период проведения регистрации, указанного в Академическом календаре.

Магистрантам и бакалаврам, обучавшимся в зарубежных вузах на основании международных обменных образовательных программ либо партнерских программ КазНУ им. аль-Фараби, могут быть засчитаны кредиты, набранные ими в период обучения за рубежом по дисциплинам, соответствующим утвержден ному учебному плану специальности университета.

В режиме он-лайн регистрация обучающихся на посещение учебных занятий осуществляется на сайте КазНУ им. аль-Фараби по адресу www.kaznu.kz, где размещена подробная инструкция по он-лайн системе «Офис Регистратора».

Для вновь поступивших в Университет в течение ориентационного периода (организационного), сроки которого указыва­ются в академическом календаре, осуществляется общее знаком­ство с кредитной системой обучения, процедурой регистрации на дисциплины. В период ориентации проводятся встречи с представителями администрации, деканами факультетов, заведующими кафедрами, эдвайзерами. Каждому обучающемуся присваивается идентификационный номер ID, под которым он регистрирует свой индивидуальный учебный план.

КазНУ им. аль-Фараби поощряет использование дистанционных технологий обучения, основанных на современных платформах виртуального обучения. Допускается изучение отдельных дисциплин учебного плана с использованием дистанционных технологий.

 

КазНУ им. аль-Фараби обладает огромным научным потенциалом. В университете работает 330 докторов и 780 кандидатов наук, 68 докторов философии, обучается 20 тыс. студентов, магистрантов и PhD-докторантов.

КазНУ им. аль-Фараби является интеллектуальной корпорацией и состоит из нескольких компонентов. Первый из них – классический университет, другой – 22 НИИ и научных центров, Научно-технологический парк, Национальная нанотехнологическая лаборатория открытого типа, Вузовская лаборатория инженерного профиля. Все эти подразделения КазНУ им. аль-Фараби работают  в непрерывном режиме и выполняют 292 научных проектов по фундаментальным, прикладным и инновационным исследованиям, 60 грантов международных фондов и организаций, а также ведутся 52 контрактов с бизнес структурами такими как:  АО «КазЦинк», НК  «КазМунайГаз», ТОО «Тенгиз Шевройл», АО «Петро Казахстан», ТЦ «Риц-Палас», АО «Базис Инжиниринг» и др.

Учеными КазНУ подготовлены прорывные инновационные проекты для внедрения в производство:

  1. Плазменно-топливная система для безмазутной растопки котлов и стабилизации горения пылеугольного факела на ТЭС.
  2. Электромагнитный реактор для плавки природных базальтов и получение минерального волокна.
  3. Мобильные комплексы для утилизации амбарной нефти и очистки резервуаров, железнодорожных цистерн от отложений нефти.
  4. Разработка технологии получения рекомбинантного белка альфа-фитопротейна человека на основе трансгенных растений.
  5. Производство биостимуляторов и средств защиты растений из ассоциациативных культур цианобактерий на основе клеточной инженерии.
  6. Технологии биологической очистки коммунально-бытовых и сельскохозяйственных сточных вод с использованием микроводорослей.
  7. Вермикультура: рециклинг органической фракции твердых бытовых отходов (ТБО).
  8. Криопереработка бывших в употреблении автомобильных покрышек.
  9. Создание угленефтехимического комплекса для переработки нефти и угля с целью получения горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимического синтеза.
  10. Разработка концентраторных фотоэлектрических модулей на основе промышленно выпускаемых кремниевых солнечных элементов большой площади.
  11. Производство целевых углеродсодержащих материалов на основе концентрата шунгитовых пород.
  12. Производство углерод-минерального сорбента.
  13. Огнезащитные покрытия нового поколения.
  14. Наноструктурированный карбоминеральный сорбент.

 

Профессорско-преподавательский состав

 

– более 2000 чел., среди которых 300 докторов наук, профессоров и более 800 кандидатов наук, доцентов; 6 академиков Международной Академии наук высшей школы, 27 академиков НАН РК, 21 заслуженных деятелей Республики Казахстан; авторы замечательных научных открытий, разработчики уникальных технологий – более30 лауреатов Государственных и именных премий Республики Казахстан и 40 лауреатов премий молодых ученых, 15 стипендиатов государственных научных стипендий. По итогам Республиканского конкурса 2005 и 2006 гг. 61 профессор и преподаватель университета удостоены звания «Лучший преподаватель вуза» с присуждением именных Государственных грантов.

 

Подготовка осуществляется по более чем 180 специальностям на 14 факультетах:

  • Химический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • химия;
  • химическая технология органических веществ;
  • химическая технология неорганических веществ;
  • безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды.

 

  • Факультет международных отношений

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • международные отношения;
  • международное право;
  • регионоведение.

 

  • Факультет востоковедения

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • востоковедение;
  • регионоведение;
  • переводческое дело;
  • иностранная филология.

 

 

  • Биологический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • биология;
  • биотехнология;
  • экология;
  • биология (образовательная);
  • рыбное хозяйство;
  • физическая культура и спорт.

 

  • Географический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • география;
  • гидрометеорология;        
  • геодезия и картография;
  • туризм;
  • география (педагогическая).

 

  • Физический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • физика;
  • астрономия и космическая связь;
  • ядерная физика;
  • техническая физика;
  • материаловедение и технология новых материалов;
  • стандартизация, метрология и сертификация.

 

  • Механико-математический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • математика;
  • информатика;
  • механика;
  • информационные системы;
  • математическое и компьютерное моделирование;

 

  • Исторический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • история;
  • археология и этнология;
  • музейное дело и охрана памятников;
  • библиотековедение и библиография;
  • искусствоведение.

 

  • Факультет философии и политологии

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • педагогика и психология;
  • философия;
  • культурология;
  • религиоведение;
  • социология;
  • политология;
  • психология;
  • социальная работа.

 

  • Факультет журналистики

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • издательское дело;
  • журналистика.

 

  • Филологический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • казахский язык и литература;
  • русский язык и литература;
  • филология;
  • переводческое дело;
  • иностранная филология: английский язык;
  • иностранный язык: два иностранных языка.

 

  • Юридический факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • юриспруденция;
  • таможенное дело.

 

  • Факультет экономики и бизнеса

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • основы права и экономики;
  • экономика;
  • менеджмент;
  • учет и аудит;
  • финансы;
  • государственное и местное управление;
  • маркетинг.

 

  • Подготовительный факультет

Основные специальности бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры:

  • казахский язык (русский язык);
  • интенсивный курс казахского языка (интенсивный курс русского языка);
  • история и культура Казахстана;
  • казахская литература (русская литература);
  • языковая адаптация;
  • язык средств массовой информации (СМИ);
  • язык делового общения (ЯДО).