Подведены итоги VII Международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста" (ЕССЕ 2018)

01.06.2018

 Итоги  VIII Международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста" (ЭССЕ 2018)

С 16 по 20 мая в Москве прошло крупнейшее в России мероприятие в области дошкольного образования – VII Международная  научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE Conference). В этом году главным глобальным трендом и темой конференции ECCEбыло будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации. В конференции приняли участие представители 40 стран, 78 субъектов Российской Федерации, в общей сложности деловую и открытую программу ЕССЕ посетили около 3500 человек.

Проблемы образования и воспитания детей обсуждались с привлечением широкого круга экспертов очень высокого уровня в формате научных секций, круглых столов, панельных дискуссий. В работе приняли участие представители ЮНЕСКО (в том числе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), Всемирного банка, Российской академии образования, Министерства просвещения, Министерства здравоохранения, Общественной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ, Исполнительного комитета СНГ. Поддержку мероприятию оказало Агентство стратегических инициатив. Организаторами мероприятия выступили МГУ имени М.В.Ломоносова и Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

В приветственном слове, адресованном гостям конференции, ректор МГУ Виктор Садовничий отметил рекордное количество участников и подчеркнул, что 2018-й год является началом «Десятилетия детства», объявленного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. «Тема  образования детей раннего возраста, —заметил Виктор Антонович, —является по сути междисциплинарной. Сейчас совместно с Российским психологическим обществом мы создали Междисциплинарный центр детства. В поле зрения этой организации находятся такие глобальные вопросы как —влияние цифровизации на развитие детей, цифровая педагогика, формирование психологической устойчивости у детей в связи с экстремистскими проявлениями в обществе и другие».

С письмом к собравшимся обратилась Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. В нем, в частности, говорится: «Никогда человек не бывает так уязвим и зависим от взрослых, как в детстве. Поэтому столь важным событием в сфере образования  является VII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», благодаря которой транслируется богатый международный опыт экспертов, ученых и практиков в этой области». По словам представителя Министерства просвещения Андрея Петрова, отметившего значимость происходящего в МГУ события, не случайно воспитание и обучение стоят через союз «и», так как это в действительности неразрывные вещи. «Сегодня признано, что система дошкольного образования, сложившаяся в России, —одна из самых конкурентоспособных в мире благодаря фундаментальным  научным разработкам Льва Выготского и других выдающихся российских ученых и педагогов».

В адрес участников конференции были направлены приветствия Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Исполнительного комитета СНГ; Агентства стратегических инициатив.

Конференция впервые прошла под патронатом ЮНЕСКО, в предыдущие годы мероприятие проходило под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Новый статус помог конференции обрести поистине глобальный масштаб. В приветственном слове к гостям, Председатель Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, назвал  мероприятие «блестящей площадкой для обмена передовым опытом, вносящей существенный вклад в достижение Цели устойчивого развития  4.2, призванной обеспечить к 2030 году всем детям доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного образования». 

Одним из самых ожидаемых гостей ЕССЕ-2018 была госпожа Йоши Кага, признанный эксперт, куратор проектов ЮНЕСКО в области воспитания и обучения детей, специалист по вопросам инклюзивного образования и гендерного равенства. Особым вниманием на пленарном заседании пользовались доклады президента Международного психологического союза при ЮНЕСКО Сазасивэна Купера (ЮАР) и главы Индонезийского психологического общества Сегера Хэндойо (SegerHandoyo) . «Ребенок является центром будущего, —сказал С. Купер. – Дети имеют право не только на удовлетворение базовых потребностей в питании, получении имени, и поддержании здоровья, но и на чистоту посланий, которые мы, взрослые, ежедневно невольно направляем им через СМИ – о войнах, насилии и убийствах. В наших интересах обеспечить безопасность нашего общего будущего».

В ходе  заседания Российским психологическим обществом были подписаны меморандумы о сотрудничестве с Панафриканским психологическим союзом и Индонезийским психологическим обществом. Подписание данных соглашений – еще один большой рывок в области консолидации усилий психологического сообщества в решении острых глобальных проблем. В предыдущие годы Российским психологическим обществом уже были подписаны соглашения о сотрудничестве с США, Канадой, Великобританией, Испанией, Японией. Некоторые из них заключались в ходе Международных конференций ЕССЕ прошлых лет.

Также было подписано соглашение о сотрудничестве между Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО) и кафедрой глобальных процессов при ЮНЕСКО. Уже в 2018 году международная рабочая группа приступит к исследованию, посвященному влиянию электронных устройств на детей младшего возраста.

В интервью каналу Россия-24 директор Международной конференции ЕССЕ Михаил Елькин рассказал о том, что значит эгида ЮНЕСКО для подобного мероприятия. «Эгида ЮНЕСКО дает очень высокий международный статус, признание сферы дошкольного образования стратегически важной. Для самих работников дошкольного образования такое признание – мощный двигатель, возможность проявлять инициативу и повышение статуса воспитателя; третье – та медийность, которую обеспечивает ЮНЕСКО: общество видит это признание и происходят стратегические изменения на всех уровнях: в профессиональных группах, в государстве, в целом обществе».

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общей сложности деловая программа ЕССЕ-2018 включила 25 тем. Говоря о наиболее значимых событиях, стоит отметить:

·          панельную дискуссию «Глобальное будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации», на которой с центральным докладом выступила Ирина Комарова, ведущий российский эксперт по вопросам цифровизации. «Общество уже вступило в цифровую эру. Технологии уже не выбор, а реальность. От того, какую именно технологию мы выберем для образования, зависит будущее поколений» — резюмировали участники.

·          круглый стол  «Культурно-историческая теория Л. С. Выготского в контекстах современного дошкольного образования», модератором которой выступил Николай Веракса – профессор, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования. В дискуссии принял участие один из ведущих специалистов в мире по когнитивному развитию детей,  профессор Гётеборгского университета, директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе Рогер Сальо из Швеции, президент Международного психологического союза, президент Панафриканского психологического союза, профессорСазасивэн Купер из ЮАР. Господин Купер в своем выступлении  отметил, что временной контекст по сравнению с тем, когда работал Лев Выготский, изменился, перейдя к эре информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Он охарактеризовал современные условия, как постоянную борьбу между индивидуализмом и коллаборационизмом и отметил, что у нынешних ученых есть больше шансов прийти к согласию по многим важным аспектам дошкольного образования, чем в России 20-30-х годов прошлого века. Доктор психологических наук, руководитель психолого-педагогического Центра экспертизы  игр и игрушек Елена Смирнова обратила внимание собравшихся на изменения, наблюдающиеся у детей с возникновенияем ИКТ. По словам Елены Олеговны, ребенок, с одной стороны, становится более независимым от родителей, а с другой стороны, у него появляется зависимость от технологий. Эксперты рассмотрели необходимость переориентации цифровых ресурсов таким образом, чтобы они могли компенсировать сворачивание активных и ролевых игр в жизни дошкольников.

·                   Другой круглый стол в рамках деловой программы был посвящен инвестициям и эффективности дошкольного образования и раннего детского развития, модератором выступил руководитель образовательных проектов российского представительства Всемирного Банка Тигран Шмис. Он отметил, что во многих странах мира в дошкольном и общем образовании складывается ситуация, что дети не достигают того образовательного уровня, который мог бы дать им их потенциал. Во многих странах остается не до конца решенным вопрос своевременной подготовки детей к школе. «Уровень управленческого менеджмента образовательных организаций отстает от среднего уровня управления экономикой в этих же странах, – сказал Т. Г. Шмис. – И это характерно не только для России, но для многих других государств».  В качестве способа для преодоления кризиса образования Тигран Гамлетович назвал создание нового уровня обучения педагогических и административных кадров для образовательных учреждений. Эта же мысль  звучала в выступлении программного специалиста ЮНЕСКО по вопросам инклюзивного образования и гендерного равенства Йоши Каги (Япония).  «Чрезвычайно важно готовить квалифицированные кадры для дошкольного образования. Во многих странах, – сообщила Йоши Кага, – рабочий день воспитателя детского сада – самый продолжительный. А зарплата зачастую ниже, чем у преподавателей начальной и средней школы».

·           На круглом столе по качеству дошкольного образования с главным докладом выступила заместитель председателя комитета по образованию и науке, председатель экспертной комиссии по дошкольному образованию, кандидат педагогических наук Л. Н. Тутова. Сославшись на недавно проведенное обширное исследование качества и доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет в Российской Федерации, она сообщила, что в этой области достигнуты определенные успехи. Сейчас решаются задачи по доступности ясельных групп для начеления. Перечисляя основные факторы, влияющие на качество дошкольных образовательных услуг, Лариса Николаевна выделила - наличие образовательной среды в детских садах, квалифицированность кадров; безопасность, а также доступ к дополнительным услугам. Выступавшей была особо подчеркнута роль общественных советов в вопросах качества, так как в составе этих органов есть родители, на мнения и оценку которых опиралось подобное исследование. 
"Мы все хорошо понимаем, что будущее России - это дети, которые сейчас находятся в детских садах; именно там закладывается фундамент, не только в школах, как принято было считать до недавнего времени".

Последний день работы конференции по решению Оргкомитета был посвящен Открытой образовательной программе для педагогов и родителей. В этот день Шуваловский корпус МГУ принял более 2300 воспитателей детских садов, методистов, молодых ученых, родителей. Для посетителей программы прошли мастер-классы, лекции, семинары от производителей развивающих товаров для детей, авторов образовательных методик, выставка «Современное дошкольное образование». Свое слово в программе впервые сказали разработчики IT-платформ для детского сада, созданных для улучшения взаимодействия в цепочке педагог-ребенок-родитель. Гвоздем программы сталпервый Оpen Talk по дошкольному образованию ECCETALK + МЕЛ, где необычный и свежий взгляд на вопросы воспитания представили родители, частные психологи, коучи по коммуникациям.

 

Оргкомитет мероприятия уже приступил к планированию Конференции-2019 и в ближайшее время станут известны точные даты проведения в следующем году.

Официальный сайт мероприятия www.ecceconference.com

 

Инесса Гринченко,

Пресс-служба Международной конференции ЕССЕ